Введение
Стереосъёмка одной фотокамерой имеет определённые преимущества и недостатки.
Основные недостатки:
1. Невозможность съёмки движущихся объектов.
2. Невозможность съёмки в людных местах, в ветренную погоду.
3. Не всегда можно избавиться от случайных очень близких объектов (ветки, трава и т. д.).
Основные преимущества:
1. Используется полное качество фотокамеры.
2. В случае неудачи создания стереоизображения остаётся как минимум два (если не использовалась серийная съёмка большего количества снимков) обычных полноценных кадра.
Ввиду отсутствия качественных стереофотокамер для избавления от указанных выше недостатков, как вариант, можно применять стереонасадки. К сожалению. их тоже практически нет (хотя есть такой монстр), но сделать стереонасадку самостоятельно реальнее, чем стереофотокамеру.
Схемы стереонасадок
Стереонасадка №1
В недрах интернета встречается практически схема одной стереонасадки.
Здесь жирными линиями обозначены зеркала, овал- объектив, тонкие линии- ход лучей. Более подробно можно про эту стереонасадку можно почитать здесь. В результате применения этой насадки получаем два полукадра (правый и левый) на одном кадре, расположенных в книжной ориентации (пропорции 2/3). Для стереофотографий чаще всё-таки используется альбомная ориентация, так сильнее проявляется стереоэффект.
Стереонасадка №2
Как отмечалось, указанная выше стереонасадка даёт пропорцию кадра 2/3. Если повернуть камеру на 90º, то можно получить правый и левый полукадры в формате 3/2. Для этого нужно несколько усложнить стереоприставку, как показано на рисунке ниже:
Здесь малые зеркала располагаются друг над другом. Для устранения вертикального параллакса большие зеркала необходимо размещать на одном уровне по вертикали. Это и есть усложнение конструкции- необходимо все зеркала наклонять относительно вертикали. Знаний школьного курса геометрии должно хватить для подобных расчётов.
Такая конструкция стереонасадки не только позволяет получать "горизонтально" ориентированные снимки, но и не мешает при съёмке: современные фотокамеры конструктивно имеют довольно сильно выпирающую вперёд рукоятку для правой руки, и широкая насадка может мешать съёмке, особенно при использовании коротких объективов.
Стереонасадка №3
Для непосредственного получения готовых анаглифических стереофотографий могу предложить оригинальную схему:
Здесь перед обективом также под углом в 45º устанавливается зеркало, но полупрозрачное. Половина лучей от объекта проходит непосредственно в объектив через полупрозрачное зеркало, вторая, отразившись от большого обычного зеркала и затем половина от того же полупрозрачного, также попадает в объектив. На пути лучей необходимо установить red и cyan фильтры и получится готовое анаглифическое изображение! Так как для стерео сюжеты выбираются, как правило, с большой глубиной резкости, то автофокусировка не должна ошибаться из-за разницы расстояний до объекта правого и левого полукадра.
Заключение
Стереонасадка №1 выпускалась серийно, её, если постараться, можно найти и купить. Остальные не встречал, с присущей мне скромной наглостью авторство приписываю себе. Если я в вопросе авторства ошибаюсь, то сообщите мне, пожалуйста. Я заранее приношу извинения за то, что не указываю ссылок на более ранние публикации.
Большая просьба: если кто сможет собрать какую либо из приставок, сообщите, пожалуйста, о результатах
|