Четверг
09.05.2024
13:16
 
СтереоФотография
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Фотоальбомы
Черно-белое фото [33]
Мемуары в анаглифе [53]
Анаглиф (основной альбом) [76]
Италия 2009 [64]
Тайланд 2010 [45]
Испания 2011 [98]
Тайланд 2012 [73]
Прага, Вена 2012 [47]
Франция 2013 [43]
Вьетнам 2014 [26]
Британские острова 2014 [102]
Тайланд 2015 [38]
Кипр 2015 [43]
Россия 2016 [164]
Португалия 2017 [243]
Тайланд 2018 [12]
Турция 2018 [76]
Италия 2019 [92]
Москва 2021 [262]
Турция 2022 [50]
Форма входа
Мини-чат
Главная » Статьи » Стерео фотосъёмка

Стереофотокамеры, пути развития
   Наверно, нет нужды напоминать, что стереофотография является ровесницей обычной фотографии. И длительное время создавались как обычные фотокамеры, так и стерео. Однако, ко второй половине прошлого века серийно выпускаемых стереофотокамер практически не осталось, а на рубеже 20-го и 21-го веков, с вытеснением из обихода, да и из производства плёночных фотокамер цифровыми стереофотокамеры и вовсе перестали производиться. Это можно объяснить более высокой ценой цифровых фотокамер по отношению к заполонившим рынок плёночным мыльницам, так и просто практически полным отсутствием интереса к стереофотографии. Более того, если плёночной фотокамерой можно снимать слайды и рассматривать их в стереоскоп или при помощи двух проекторов на экране с помощью, допустим, поляризационных фильтров, то для просмотра "цифровых" стереоизображений пока нет хороших и доступных способов (два видеопроектора - это уже роскошь).
   В последнее время усиленно раскручивается технология 3D изображений, снимают и рисуют анимационные фильмы 3D, во многих компьютерных играх можно включать режим 3D. Всё это, несомненно, приведёт к развитию удобных и доступных методов просмотра стереоизображений, в свою очередь, это вернёт к жизни почти забытое искусство стереофотографии. А как удобно снимать стерео без стереокамеры? Уже сейчас появилась камера FujiFilm FinePix Real 3D, в погоне за рынком и остальные производители фототехники должны будут создавать свою стереофототехнику. Так какой же должна быть современная стереофотокамера?

   Разумеется, в стерео варианте будут камеры всех существующих категорий - от примитивных мыльниц до, как минимум, продвинутых любительских зеркалок. Для всех категорий применимы три непременных условия: наличие двух объективов и двух матриц, идентичных по техническим характеристикам. Один из объективов является "ведущим", по нему производится фокусировка и определение экспозиции, второй "ведомый" - повторяет параметры "ведущего" (зум, фокусировка ...). Теперь остановимся на требованиях к отдельным категориям стереофотокамер.
   1.   Мыльница начального уровня.
Для максимального удешевления, от обычной "моно" модели отличается только выполнением основных условий:
   Визирование - обычный видоискатель;
   Обычный (не стерео) дисплей;
   Объективы неподвижны относительно друг друга по горизонтали. Для данной категории это не критично, такие камеры предназначены для совершенно неискушённых пользователей "подешевле и с одной кнопкой", не предлагать же выбирать ещё и величину стереобазы! Тем более такими аппаратами обычно снимают себя любимого на фоне какой-нибудь достопримечательности, и стереобаза 65 мм обеспечит вполне приемлемое ощущение пространства в 3-7 м.
   2.   Мыльница среднего уровня.
   Здесь уже необходимо предоставить возможность изменять величину стереобазы. Скорее всего, достаточно простого перемещения вручную блока левого объектива, причём, не только в большую сторону, но и в меньшую, так как и творческие потребности пользователя и возможности объектива позволяют снимать крупные планы.
   Для контроля и правильного выбора стереобазы необходимо наличие двух окуляров. Это несложно реализовать, да и на удорожании аппарата скажется не очень заметно.
   Необходим также и стереодисплей для контроля качества отснятого материала и, возможно, для визирования в режиме Live View. Хотя, на мой взгляд, режимом Live View пользоваться будет не очень удобно, но это спорный вопрос.
   3.   Продвинутая мыльница.
   Для изменения величины стереобазы должен использоваться электропривод. Это тем более необходимо, если помимо ручного режима установки стереобазы использовать автоматический. Это не потребует особых усилий от производителя камеры, т. к. при автоматической фокусировке нетрудно оценить дальность объекта съёмки и, соответственно, рассчитать оптимальную величину стереобазы, исходя из дальности объекта и фокусного расстояния объектива, например, по алгоритму программы StereoBase. Для любителей "гиперстерео" и для съёмки некоторых сюжетных работ необходимо оставить возможность ручного режима установки стереобазы.
   Следующий пункт представляется весьма неоднозначным и желательно обсуждение в комментариях:   При изменении стереобазы горизонтальное перемещение левого объектива должно сочетаться с поворотом объектива (объективов) для совмещения оптических осей объективов на точке нулевого параллакса.
   Разумеется, визирование по двум окулярам и дисплей - стерео.
   Необходимо наличие искусственного горизонта. На первый взгляд, в этом нет особой необходимости, но при нахождении осей объективов не горизонтально, а под некоторым углом, возникает неустранимый вертикальный параллакс, портящий стереоизображение.
   4.   Зеркальная стереофотокамера начального уровня.
   Потребительские качества аналогичные п.2.
   5.   Продвинутая зеркальная стереофотокамера.
   Потребительские качества аналогичные п.3.
 
В заключение несколько замечаний общего характера.
   1.   Стереофотокамеры выпускаться будут. Необходимость в них возникнет в ближайшее время (не более пяти лет).
   2.   Первыми на рынке появятся самые простые камеры (пп.1. 2), и уже когда покупатели "проголосуют кошельком" за стереофотографию, разработчики и производители фототехники представят более продвинутые и, естественно, более дорогие аппараты.
   3.   Вернёмся, впрочем, к собственно фотокамерам. Первым делом приходится огорчить любителей макросъёмки - любая из перечисленных выше категорий аппаратов не позволит вести стереомакросъёмку, для этого не хватит минимальной стереобазы. Это понятно, объективы имеют конечные и немаленькие размеры, не позволяющие установить стереобазу меньше диаметра оправы объектива, что велико для макро.
   4.   Второе разочарование постигнет любителей снимать масштабные ландшафтные объекты (горные отроги, панорамы городов...). надежда только на создание фотокамер с телескопическими направляющими для перемещения одного из объективов, но трудно представить такой аппарат с размером метра и более по ширине! К тому же, вряд ли производители пойдут на затраты проектирования и изготовления таких маловостребованных товаров.
   Как же снимать любителям п. 3 и 4? Да по старинке - одной камерой с перемещением. Ну что ж, не получится снять портрет бегущего муравья, полёт шмеля... Правда, снять панораму ралли Париж-Дакар или ниагарский водопад проще, стоит лишь взять две камеры с дистанционным управлением и тогда... Сложно? Дорого? Да. Зато возможно.
   5.   Есть проблема с зеркальными стереокамерами: невозможно при съёмке визирование с помощью двух окуляров со стереобазой, отличной от расстояния между глазами, понятно почему. Как вариант, можно предложить использовать правый "полноценный" окуляр, а левый - как в мыльнице (небольшой дисплей, разглядываемый в лупу).
Вообще, у стереозеркалок больше проблем, чем у стереомыльниц. Как правило, оптика зеркалок весьма приличных размеров, и близкие объекты попросту недоступны для работы ввиду большого значения минимальной стереобазы. Может быть стереозеркалок и вовсе не будет, а серьёзные фотографы, увлечённые ещё и стереофотографией, будут носить стереомыльницу в качестве второй камеры.
   6.   И ещё несколько ложек дёгтя в нашей любимой бочке с мёдом:
   Стереофотокамеры будут дороже в полтора-два раза своих "моно" аналогов;
   Стереофотокамеры будут тяжелее в полтора-два раза своих "моно" аналогов;
   Едва ли будет возможно производить съёмку одной рукой, ввиду ощутимой ширины аппарата;
   Конструкция камер с переменной стереобазой будут менее прочными и надёжными.
   7.   Ложка мёда в бочке дёгтя.
   "Ура, я снимаю в 3D!!!", "Смотрите - все как живые перед глазами стоят!!!"...
 
И, невзирая на все перечисленные трудности и недостатки, я верю - Стереофотокамерам быть! А как быть с недостатками? Да справимся, придумаем что-нибудь, не впервой.
Удачи всем нам, стереофотографы!
Категория: Стерео фотосъёмка | Добавил: elusive_joe (26.05.2010)
Просмотров: 2086 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • Мои фотографии
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Поиск
    );noscript> /tr>
    Copyright MyCorp © 2024